- Синектика
- — метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.С. была разработана в конце 1950-х - начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название "мозговая атака" или мозговой штурм. Развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления. В 60-е гг. в США стали проводиться эксперименты по разработке и внедрению учебного варианта С. в начальной, средней и высшей школе.Организация работы в С. включает следующие осн. моменты.1. Первоначальная постановка проблемы.2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определённой подготовкой.3. Выяснение возможностей решения проблемы.4. Переформулирование проблемы каждым учащимся в своём собственном понимании.5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.6. Выдвижение образных аналогий - ключевой этап для С.7. "Подгонка" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.В качестве субъекта познания в С. выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа. Специфической чертой С. является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведётся в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Значительная упорядоченность, отработанность процедур С. делают её "совместимой" с учебным процессом. В это же время работа по этому методу требует от учителя определённой психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 258-259)Ч312.5
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.